Крутизна откоса водоотводные каналы на наспех равна

Водоотводные канавы (стр. 3 )

2.258. Асфальтобетонные плиты используются при защите откосов подтопляемых насыпей и берегов от текучей воды и волнобоя, при малозначительной (наименее 0,4 м) мощности льда и отсутствии в аква потоке крупнообломочного материала, содействующего истиранию битумной пленки. Используются плиты размером 1 ´ 1 ´ 0,06 м (разработанные ЦНИИСом Минтрансстроя) и размерами 3,9 × 2,9 × 0,1 и 3,9 × 1,4 × 0,1 м (разработанные ВНИИГ им. ). Рекомендуется использовать при укреплении откосов насыпей, берм и берегов, подверженных повторяющемуся либо неизменному подтоплению, скоростях течения воды до 2,5 м/с и высоте волн до 0,7 м. В плитах используются прочный асфальтобетон, владеющий водоустойчивостью, морозостойкостью и теплостойкостью, отлично противостоящий разрушению от воздействия льда, истирания жестким стоком, отделению битумной пленки от минеральных материалов, выкрошиванию, сползанию по откосу и другим отрицательным факторам.

2.259. Цельные железобетонные плиты из гидротехнического бетона класса В-15 размерами в плане от 5 × 5 до 10 × 10 м при толщине от 0,15 до 0,3 м используют для укрепления откосов либо береговых уступов от воздействия волн высотой до 3 м. Плиты укладываются на слой разнозернистого щебня либо гравия шириной 0,15 м Под швами располагаются железобетонные элементы шириной 0,07. 0,15 м и шириной 0,3 м, покрытие битумом шириной 1 см. Железобетонные элементы под швами могут быть заменены продольными и поперечными трехслойными ленточными фильтрами (0,1; 0,1 и 0,15 м) соответственно крупнозернистого песка, маленького и большого щебня либо гравия.

Виды плит и их размеры инсталлируются на основании технико-экономических расчетов с учетом допустимых величин высоты волны и толщины льда.

Укрепления из плит допускается устраивать только после стабилизации насыпи на откосах не круче 1 : 2, из непучинистых грунтов. В подошве плит устраивают бетонный упор либо каменную упрямую призму, а при креплении подтопляемых откосов за ранее отсыпают берму из камня до уровня, позволяющего устраивать упор.

2.260. Каменная эскиза (рис. 66, 67) благодаря простоте выполнения, способности полной механизации, надежности и долговечности, нечувствительности к неравномерной осадке насыпей получила наибольшее распространение посреди других типов укрепления земельных откосов и берегов рек, озер, водохранилищ и морей. Для рисунок используют горную массу, содержащую более 50 % камешков. Для крепления используют камень рваный либо колотый, плиточный из изверженных метаморфических и осадочных пород. Крупность камешков и толщину слоя эскизы определяют расчетом.

Используются также укрепления из обычных и фигурных бетонных блоков. Более всераспространены тетрапод, дипод, гекселег, куб, тетраэдр.

2.261. При проектировании и расчете откосных укреплений употребляются типовые конструкции, которые инспектируют расчетами на деяния динамических сил движения волн, статическое и динамическое действие льда.

Толщину Т железобетонных плит определяют по формуле

Т = 0,07Kб ηh ρв / (ρм. ρв) / m, (17)

где Kб. коэффициент припаса по толщине, принимаемый обычно 1,2; η. коэффициент, учитывающий конструкцию укрепления и принимаемый для цельных плит 1, для сборных 1,1; h, λ. высота и длина волны, м; В. длина ребра плиты либо карты в обычном к урезу воды направлении, м; ρв, ρм плотность воды и материала плиты; m. заложение откоса.

Проверку плиты на крепкость и трещиностойкость создают с учетом волновых и ледовых воздействий, неравномерных осадок, температурных и усадочных напряжений в согласовании с указаниями действующих нормативных документов на бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений. Не считая того, учитывают динамический нрав нагрузок.

2.262. Массу и размеры камешков, обычных и фигурных блоков в эскизах устанавливают по формуле

, (18)

где Кз. коэффициент припаса: для сортированного камня 1,5, несортированной горной массы 2, для фигурных блоков 1, μ коэффициент формы: для каменной эскизы 0,025, для обыденных блоков 0,017, а для фигурных блоков 0,008; ρк плотность камня.

Толщина каменной эскизы по нормали к откосу должна быть равна тройному поперечнику Dк камня, определенному по формуле

Dк = . (19)

2.263. Оборотный фильтр под сборными бетонными и железобетонными плитами используют в виде однослойной либо мультислойной сплошной конструкции.

При расчете оборотного фильтра определяют крупность его частиц, количество и толщину слоев, степень неоднородности частиц. Крупность частиц однослойного оборотного фильтра либо верхнего слоя мультислойного

где l. ширина шва меж плитами; dф. размер частиц фильтра, мельче которых в данном слое содержится 50 % по весу (dф = 50).

Толщину однослойного фильтра tф при пологости волн λ/h £ 15 определяют по формуле

где dгр. средний размер частиц грунта откоса (dгр = 50); Кр. коэффициент, вычисляемый по формуле

Если требуемая величина однослойного фильтра окажется более 35 см при строительстве «насухо» либо больше 70 см при строительстве в воде, то рекомендуется устраивать два слоя. В данном случае толщину первого и второго слоев фильтра определяют по формулам:

где tф1 и tф2. толщина верхнего и нижнего слоев фильтра; dф1, dф2. средние поперечникы частиц верхнего и нижнего слоев фильтра.

Дела dф1/dф2 и dф2/dгр не должны превосходить 10. В неприятном случае предугадывают трехслойный фильтр, который рассчитывается аналогично двухслойному. По условиям механизированного производства работ толщина слоев фильтра не должна быть наименее 0,15 м.

Коэффициент неоднородности снутри слоев фильтра η принимается последующим:

для верхнего слоя двухслойного фильтра ηв2 = d′60 /d′10;

Средний расчетный поперечник dср частиц однослойного либо верхнего слоя мультислойного фильтра под каменную эскизу устанавливается зависимо от среднего расчетного размера камня. что составляет 0,2. 0,25.

Особенности возведения земляного полотна в зимнее время

2.264. Участки земельного полотна, возводимые в зимнее время, нужно определять на стадии разработки проекта. Работы следует делать по специальному проекту производства работ.

В зимний период целенаправлено вести последующие работы: разработку выемок и карьеров в сухих песках, гравийно-галечных и скальных, за ранее разрыхляемых грунтах, также строительство насыпей из таких грунтов на основаниях, прочностные и деформативные характеристики которых меняются некординально в итоге вымерзания и оттаивания; разработку выемок глубиной более 3 м в глинистых грунтах с перемещением грунта в кавальер либо насыпь; устройство насыпей на болотах; устройство штолен и глубочайших дренажных прорезей; укрепление откосов насыпей регуляционных сооружений и русел рек каменной отсыпкой, бетонными массивами, плитами и т. п.

В течение зимнего периода не разрешается вести последующие работы: разработку выемок в нескальных грунтах глубиной до 3 м, строительство насыпей из резервов, планировку земельного полотна из глинистых грунтов, устройство неглубоких каналов и русел.

2.265. Для насыпей, возводимых в зимнее время, допускается использовать без ограничений последующие грунты из выемок и карьеров: скальные, крупнообломочные, песок большой либо средней крупности. Допускается использовать с ограничениями: глинистые грунты, имеющие влажность не выше границы раскатывания, маленькие и пылеватые неводонасыщенные пески, глинистые грунты полутвердой смеси при отсутствии грунтов с наименьшей влажностью, при этом для высшей части насыпи нужно использовать только талые грунты.

2.266. В проектах организации и производства земельных работ нужно учесть специфику их выполнения в зимнее время и устанавливать последующие требования: насыпи из всех грунтов нужно строить горизонтальными слоями на полную ширину поперечного сечения с уплотнением каждого слоя; толщину отсыпаемого слоя насыпи назначать по результатам пробного уплотнения зависимо от интенсивности отсыпки, температуры воздуха, дальности транспортировки грунта, типа и мощности уплотняющих машин; уплотнение создавать томными машинами (машинами трамбующего деяния, решетчатыми катками и др.) независимо от метода отсыпки и высоты насыпки; не допускать содержания выше 30 % промерзлого грунта от общего объема грунта, укладываемого в насыпь; комья промерзлого грунта при укладке в насыпь не должны превосходить 0,2 м, либо 2-ух третей толщины уплотняемого слоя; промерзлый грунт в насыпи следует располагать умеренно, не допуская его укладку в виде гнезд и концентрацию промерзлых комьев в откосной части насыпи; планировку насыпи следует делать только после полного оттаивания грунта; высшую часть насыпей, также слой грунта над верхом водопропускных труб на высоту более 1 м отсыпать только талым глинистым либо дренирующим грунтом; для насыпей за задними гранями устоев и конусов мостов использовать только талый дренирующий грунт; насыпи на поймах рек в границах затопления, также регуляционные земельные сооружения строить в зимнее время только из скальных и крупнообломочных грунтов, также большого и средней крупности песков; насыпей на затопляемых поймах должны быть отсыпаны до начала половодья на высоту более 0,5 м выше отметки ожидаемого горизонта больших вод с учетом высоты волны, также выполнены предусмотренные проектом укрепления откосов; высота насыпей, возводимых в зимнее время, не должна превосходить величин, приведенных в табл. 26.

Большая высота насыпи из глинистых грунтов, м

Крутизна откоса водоотводные каналы на наспех равна

1.2.1. Предназначение земельного полотна и требования, предъявляемые к нему

Земляное полотно — это инженерное сооружение из грунта, на котором располагается верхнее строение жд пути. Земляное полотно вос­ воспринимает нагрузки от подвижного состава и верхнего строения пути и пере­ дает их на основание. Земляное полотно сглаживает земную поверхность в границах жд трассы для придания пути нужного плана и профиля. От надежности земельного полотна зависят и скорости движения поездов, и масса поездов, и пропускная и провозная способность линий.

Земляное полотно работает в сложных критериях, потому что подвергается значимой поездной нагрузке и воздействию природных причин. От цело­стности и состояния земельного полотна зависит исправность всего желез­ нодорожного пути. Чтоб земляное полотно исправно служило, к нему предъявляются последующие главные требования:

Для защиты земельного полотна от неблагоприятных природных воздей­ствий предусматривается комплекс разных защитных, водоотводных и укрепительных сооружений.

Земляное полотно должно удовлетворять последующим эксплуатационным требованиям:

Не считая того, при проектировании земельного полотна должны учитываться вопросы наибольшей сохранности ценных земель и нанесения минималь­ ного вреда природной среде.

Земляное полотно обычно сооружают из местных либо привозных грун­ тов, владеющих разными физико-техническими чертами (плотностью, пористостью, влажностью и др.), от которых зависят стабиль­ ность и долговечность сооружений земельного полотна.

Грунты для земельного полотна. Для отсыпки насыпей более жела­ тельны скальные, крупнообломочные грунты (щебенистые, галечниковые, гравийные) и песочные, которые владеют высочайшей несущей способностью, отлично пропускают воду, не изменяют собственных параметров при увлажнении. Грун­ ты основания земельного полотна почаще представлены глиной, песком, супе­ сью и суглинками. И земляное полотно в главном сооружается конкретно из таких грунтов и в таких грунтах.

При строительстве насыпей употребляются грунты: скальные, песочные, гра­ вийные, глинистые.

К скальным грунтам относят грунты, получаемые средством разруше­ ния скальных пород — изверженных, метаморфических и осадочных с же­ сткими связями меж зернами, залегающие в естественных критериях в виде сплошного либо трещиноватого массива. Перед разработкой и укладкой в насыпь такие грунты за ранее разрыхляются.

Песчаные грунты представляют собой продукт выветривания горных пород. Они владеют неплохой способностью пропускать воду и являются неплохим материалом для сооружения земельного полотна и как основание земельного полотна.

Глинистые грунты имеют в большенном количестве очень малые размеры частиц чешуйчатой формы. Толщина частиц в 10-ки раз меньше их дру­ гих размеров, потому они владеют большой суммарной поверхностью в единице объема, достигающей нескольких квадратных метров на 1 сч 3 грун­ та. Этим определяется большая влагоемкость грунта. В сухом состоянии такие грунты владеют высочайшей несущей способностью, но при увлажне­нии сцепление частиц равномерно теряется и грунт становится плас­ тичным, деформирующимся при малозначительном силов^ м воздействии. Грунт плохо пропускает воду, а при замерзании подвергается неравномер­ ному пучению.

Для возведения насыпей разрешается использовать все грунты, не считая глинистых сверхизбыточно увлажненных либо сверхизбыточно засоленных, очень на­бухающих, заторфованных, также жирных глин, торфов, ила, гипса, мела.

READ  Штукатурка откосов окон своими руками внутри

Грунты, которые пропускают через себя воду, не разрушаясь и не теряя при всем этом собственной прочности, именуются дренирующими. Грунты, не пропус­ кающие либо всасывающие воду, — недренирующими. К дренирующим грун­ там относятся крупнообломочные, гравийные, крупно- и среднезернистые пески; к слабодренирущим — тонкодисперсные пески; к недренирующим — глинистые грунты.

Для обеспечения надежности конструкции земельного полотна делается уплотнение грунтов в насыпях и, в нужных случаях, в выемках под основ­ ной площадкой, на нулевых местах и в основаниях насыпей. Грунты насыпей послойно уплотняются особыми грунтоуплотняющими машинами.

1.2.2. Конструктивные элементы земельного полотна ж/д пути

Поперечным профилем земельного полотна именуется поперечный раз­ рез земельного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси.

Поперечные профили земельного полотна характеризуются шириной ос­ новной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных уст­ ройств, высотой насыпи и глубиной выемки.

Часть поверхности земельного полотна, на которую укладывается верхнее стро­ ение пути, именуется основной площадкой (рис. 1.14) Скрещение основной площадки с откосом — бровка земельного полотна. Расстояние меж бровками именуется шириной основной площадки. Ширина основной площадки прини- мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообще­ ния Русской Федерации зависимо от категории жд ли­ нии и представлена в табл. 1.3.

Ширина основной площадки содержат в себе обочины, которые пред­ назначены для удобства выполнения путных работ (на ней располагают инструмент, нужные детали верхнего строения пути, расставляют сиг­ налы и путные знаки). Малая ширина обочины — 0,5 м.

В кривых участках пути земляное полотно уширяется с внешней сторо­ ны кривой в связи с необходимостью устройства возвышения внешнего рельса за счет роста высоты и ширины балластного слоя. К примеру, при радиусе кривой R = 3000 м ширина основной площадки возрастает с внешней стороны кривой на 0,20 м и при R. 600 м на 0,5 м.

Поперечное очертание основной площадки однопутной косильной лески в недре- нирующих грунтах имеет форму трапеции (рис. 1.14, б) с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15м, а двухпутной — в виде треугольника с высотой 0,20 м и основанием, равным ширине основной площадки (рис. 1.14, а). Высшая часть земельного полотна, ограниченная основной площадкой и стягиваю­ щей ее прямой, именуется сливной призмой; она нужна для стока воды, проникающей к земельному полотну через балластный слой.

Трапецеидальное очертание основной площадки земельного полотна на однопутных участках устраивают для отвода поверхностной воды, чтоб избежать проникания ее в земляное полотно. Горизонтальная часть ос­ новной площадки делается короче шпал, по этому обеспечивается сток воды в стороны их концов.

При сооружении земельного полотна в скальных либо песочных грунтах основ­ ную площадку устраивают горизонтальной (рис. 1.14, в, г).

Проектная бровка земельного полотна, сооружаемого из скальных, круп­нообломочных, также песочных дренирующих грунтов, выше профильной

ности; выемка (рис. 1.15, 6) — основная площадка земельного полотна ниже поверхности земли; полунасыпь (рис. 1.15, в) и полувыемка (рис. 1.15, г) — основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше либо ниже ее; полунасыпь-полувыемка (рис. 1.15, д) — основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли и ну­ левое место (рис. 1.15, е) — основная площадка размещена на уровне земной поверхности. Более всераспространены на стальных дорогах на­ сыпи и выемки. Нулевые места неминуемы при переходе из выемки в на­ сыпь, » других случаях они недопустимы, т.к. подвержены снежным зано­ сам и потому при проектировании продольного профиля косильной лески, их стремятся подменять насыпями.

АВТОПАРКОВКИ как ГРАБЕЖ территориальных громад/общин

Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — находится в зависимости от их высоты либо глубины и параметров грунта. Чем прочнее грунт, тем круче могут быть откосы. Крутизна откоса измеряется тангенсом угла а на­ клона откоса к горизонту, т.е. равна отношению вертикальной проекции h от­коса (рис. 1.14) к его горизонтальной проекции а (заложению) tg a = Л/а. Если высоту откоса h принять за единицу, а величину заложения откоса а выразить числом этих единиц п, получим показатель крутизны откоса 1:и. Откос имеет одинарную крутизну, если п = 1, полуторную крутизну, если п =1,5.

При проектировании земляного полотна используют типовые поперечные про­ фили для участков с ординарными инженерно-геологическими и топографическими критериями, которые приведены в альбомах «Поперечные профили земельного по­ лотна стальных дорог колеи 1520 мм», «Новые стальные дороги», «Вторые пути».

Групповые поперечные профили разрабатывают для внедрения на ряде участков со сложными и неоднократно циклическими инженерно-геоло­гическими критериями.

Поперечные профили земельного полотна, разработанные по специаль­ным проектам для критерий, в каких типовые и групповые поперечные профили неприменимы, именуют индивидуальными. По личным проектам сооружают:

Типовой поперечный профиль насыпи из больших супесей, маленьких и пы-леватых песков и легковыветривающихся скальных пород производится в со­ ответствии с рис. 1.16, а. Типовой поперечный профиль насыпи из крупно-

обломочных грунтов и из песков гравелистых, больших и средней крупности показан на рис. 1.16, б. Полоса земли под насыпью является ее основанием.

При сооружении насыпи из глинистых грунтов для усиления верхней час­ ти земельного полотна предугадывают устройство под балластом защит­ ного слоя из дренирующего грунта (либо из дренирующего грунта с геотек­ элегантными материалами) (рис. 1.17). Толщина слоя защиты под балластной призмой устанавливается расчетом зависимо от вида грунта земельного полотна и категории жд косильной лески, но более 0,8 м для суглин­ков и глин и 0,5 м — для супесей.

Откосы насыпи могут быть монотонной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из глинис-

тых грунтов, маленьких и пылеватых песков обязаны иметь откосы при высоте насыпи до 12 м — в высшей части не круче 1:1,5, а в нижней части при высо­те более 6 м — не круче 1:1,75.

По обеим сторонам насыпи устраивают бермы, полосы земли меж отко­ сом насыпи и водоотводной канавой либо резервом. Предназначение бермы — за­ щитить подошву насыпи от воздействия воды, текущей по канаве либо резерву, и обеспечить вероятный проход строй машин. Ширину бермы прини­ мают более 3 м и более 7,10 м — со стороны грядущего второго пути.

За бермами устраивают резервы либо канавы, которые собирают поверх­ ностные воды и отводят в пониженные места либо к искусственным сооруже­ ниям. Дну резервов и канав присваивают продольный уклон более 0,003. Глу­бина канавы должна быть более 0,6 м. Резервам присваивают поперечный уклон более 0.02 при ширине резерва до 10 м, дно резерва делают одно­скатным, при ширине более 10 м — двускатным. Откосы резервов и водоот­водных канав должны быть не круче 1:1,5.

При сооружении насыпи на косогоре для увеличения стойкости в ос­ новании насыпи устраивают уступы (рис. 1.18).

При сооружении второго пути уширяют существующую насыпь также с устройством уступов (рис. 1.19).

Типовой поперечный профиль выемки глубиной до 12 м в супесях круп­ных, также в маленьких и пылеватых песках представлен на рис. 1.20. Для сбора и отвода поверхностной воды с откосов выемки служат кюветы, ко­ торые размещаются по обе стороны от основной площадки земельного по­ лотна. Размеры кюветов: глубина — 0,60 м, ширина по дну — 0,40 м, с отко­сами 1:1,5. Грунт из выемки, не использованный для сооружения насыпи, отсыпают за откосом выемки в виде призмы, именуемой кавальером. Ка­ вальеры закладывают на расстоянии более 5 м от бровки откоса выемки.

Если площадка меж откосом выемки и кавальером имеет уклон з сто­ рону выемки, то для предотвращения стекания воды в выемку, на этой пло­ щадке устраивают маленькую присыпку, именуемую банкетом, а за ним располагают забанкетную канаву. Продольный уклон этой канавы прини­ мают более 0,005, а глубину более 0,3 м. Крутизна откосов кавальеров и банкетов должна быть не круче 1:1,5. С нагорной стороны выемки устра­ ивают нагорную канаву для сбора воды с прилегающей местности и отвода ее от пути. Размер нагорной канавы: высота — 0,60 м, глубина — 0,60 м, откосы 1:1,5. Продольный уклон нагорной канавы принимают более 0,003.

Для стока воды с низовой стороны от выемки кавальер отсыпают с разры­вами шириной внизу более 1 м через каждые 50 м.

При сооружении выемки в глинистых грунтах предугадывают устрой­ ство под балластной призмой слоя защиты из дренирующих грунтов (либо в композиции дренирующего грунта и геотекстиля) (рис. 1.21). Толщина за­ щитного слоя так же, как при сооружении насыпей, принимается на основа­ нии расчетов, но более 0,8 м для суглинков и глин, 0,5 м — для супесей.

1.2.5. Поперечные профили земельного полотна на ж/д станциях

Ширина земельного полотна на раздельных пт находится в зависимости от числа путей и ширины междупутий (расстояний меж осями смежных путей). Расстояние от оси последнего пути до бровки земельного полотна принимают равным Polo­вине ширины основной площадки однопутной косильной лески, приведенной в табл. 1.3.

Поперечный профиль основной площадки земельного полотна принимают, зависимо от числа путей, типа станции, рода грунта и погодных усло­ вий односкатным, двускатным и пилообразным (рис. 1.22). Скатам присваивают поперечный уклон в сторону водоотводных устройств.

Односкатное земляное полотно применяется на разъездах и промежуточ­ных станциях с маленьким числом путей, двускатное — на обгонных пт и станциях двухпутных линий и в огромных отдельных парках. Пилообразный профиль применяется на больших станциях: сортировочных, участковых, пас-

сажирских и др. В междупутьях с пониженными отметками укладывают зак­ рытые продольные водоотводы — лотки, дренажи.

Поперечные уклоны основной площадки принимают 0,008—0,01 при су­песях, песках и других дренирующих грунтах; 0,01—0,02 при суглинках и гли­ нах зависимо от интенсивности осадков в данной местности. Крутизну откосов насыпей и выемок принимают по этим же нормам, что и на перегонах. Располагать резервы и кавальеры в границах раздельных пт, в местах рас­ положения построек и переездов не допускается.

1.2.6. Водоотводные сооружения ж/д пути

Устойчивость и надежность работы земельного полотна почти во всем зависят от наличия и исправности водоотводных устройств и сооружений. Притекающая к земельному полотну поверхностная вода приводит к размывам, деформациям и разрушениям земельного полотна. Борьба с проникшей в грунт водой труднее и дороже мер по отводу поверхностной воды. Для защиты земельного полотна от атмосферных вод, от размывов ими и проникания воды в грунт сначала производят планировку всех поверхностей земельного полотна, Polo­ сы отвода, берм, резервов, кавальеров, водосборных и водоотводных устройств. Для этого все эти поверхности обязаны иметь такие поперечные и продольные уклоны, которые обеспечивают резвый отток поверхностных вод от земляно­ го полотна. Нужные величины этих уклонов приведены в пп. 1.2.2—1.2.5.

Для перехвата, сбора и отвода поверхностных вод используют различ­ ные устройства и сооружения: канавы, лотки, специальную планировку зем­ ной поверхности, устройства ливневой (дождевой) канализации (обычно на местности станции).

Канавы (водоотводные, кюветы, нагорные) — более распространен­ ные устройства для сбора и отвода воды. Форма их, обычно, трапеце­ идальная, а размер определяется на основании гидравлических расчетов.

В стесненных критериях (в населенных пт, на станциях), также при слабеньких грунтах, не способных удержать откосы канавы, заместо открытых канав используют водоотводные лотки.

Лотки могут иметь трапецеидальную и прямоугольную формы. Желе­ зобетонные лотки используют 2-ух видов: междушпальные (рис. 1.23) и меж­дупутные (рис. 1.24).

Трассирование автомобильных дорог. Расчёт ВПК. Часть 3

Междушпальные лотки имеют глубину 0,35, 0,50 и 0,70 м. Для сбора грунтовой воды в боковых стенах лотка имеются дренажные отверстия. За стенами лотка отсыпают фильтры из песка, гравия либо щебня, предохра­няющие лотки от засорения через дренажные отверстия.

Междупутные лотки (рис. 1.24) выпускают глубиной 0,75, 1,25 и 1,50 м при длине блоков (секций) 1,00 и 2,00 м.

READ  Отделка откосов входной двери изнутри панелями

На станционных площадках междушпальные лотки используют для отвода воды от стрелок. Вдоль путей — поблизости платформ, построек, погрузочных пло­щадок и в пониженных местах при пилообразном профиле основной площад­ ки укладывают междушпальные и междупутные лотки. Схемы установки меж­ дупутных и междушпальных лотков представлены на рис. 1.25 и рис. 1.26.

Продольные уклоны канав для обеспечения стока воды и исключения за­ иливания делают более 0,003 для водоотводных и нагорных канав, 0,002 на болотах и 0,001 в исключительных случаях. При крутом уклоне местнос­ ти, чтоб не делать дорогостоящего укрепления канав, их устраивают участ­ ками с пологими уклонами, исключающими размыв дна и откосов канав. На соединениях этих участков сооружают быстротоки либо перепады (рис. 1.27), по­ зволяющие на маленьком участке стремительно перепустить воду в нижерасполо­ женную канаву.

Быстротоки (рис. 1.27, а) — сравнимо недлинные канавы (лотки) из сборных либо цельных конструкций, имеющие огромные продольные ук­ лоны 0,08—0,1. Потому в быстротоках развиваются огромные скорости те­ чения воды, что вызывает необходимость в конце их устраивать водобой­ные уступы, водобойные стены либо водобойные колодцы.

Перепады (рис. 1.27, б) — устройства с одним либо несколькими уступа­ ми, позволяющими на маленьком расстоянии существенно снизить ско­ рость текущей воды. Вода за уступом движется с отрывом от дна. В необхо­ димых случаях устраивают водобойные стены.

Для защиты земельного полотна от вредного воздействия грунтовых вод используют устройства, которые именуют дренажными, и служат они для снижения уровня, перехвата и отвода грунтовых вод.

Для снижения уровня грунтовых вод под основной площадкой земельного полотна наибольшее распространение получили подкюветные дренажи (рис. 1.28). Под кюветом делается траншея под мелкие камешки, высшая часть заполняется глиной, чтоб поверхностные воды не проникали в мелкие камешки. Ниже этого слоя размещен

слой из 2-ух слоев гумуса, повернутых корнями ввысь, для предохранения от засо­ рения последующего слоя — дренажного заполнителя из маленького гравия либо круп­ нозернистого песка. Грунтовые воды под действием силы тяжести фильтруют в заполнитель и собираются на деньке дренажа. Для сбора и отвода воды укладывают дренажную трубу. Наибольшее распространение получили трубы глиняние, асбоцементные трубофильтры из крупнопористого керамзитобетона.

МОСТОВОЙ КОНУС/УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСА/ЗАЧЕМ НУЖНО УКРЕПЛЯТЬ КОНУС/ ТРАССА А290

Трубы окружены дренирующим материалом. У самой трубы укладыва­ ют прогрохоченный щебень либо гравий крупностью 50—70 мм. Потом ще­бень либо гравий с частичками 5—7 мм. Это исключает попадание грунта и маленьких частиц заполнителя в трубу. Отверстия в дренажных трубах рас­полагают в нижних и боковых, но не в верхних частях трубы, чтоб вмес­ те с водой в дрену не попадали частички грунта и заполнителя.

Для того чтоб смотреть за работой дренажей и проводить их системати­ ческую прочистку, устраивают смотровые колодцы.

Если грунтовые воды залегают на глубине от 6 до 10 м, устраивают дре­нажные галереи (рис. 1.29). Размеры галереи должны обеспечивать возмож­ность прохода человека (высота 1,5— 1,7 м).

1.2.7. Деформации земельного полотна ж/д пути

В текущее время главным требованием к перевозочному процессу является обеспечение безопасности движения поездов и надежности рабо­ ты технических средств. Земляное полотно как важный элемент желез­нодорожного пути играет в этом главную роль. Потому что существую­ щее земляное полотно сооружалось в различное время по различным нормам, то оно характеризуется огромным многообразием конструктивных размеров, геометрических характеристик и состоянием. Невзирая на это, земляное по­ лотно на значимом протяжении сети стальных дорог Рф работает удовлетворительно. Но приблизительно на 11 % эксплуатационной длины сети оно имеет недостатки и деформации.

Дефекты — отступления геометрических размеров земельного полотна от современных норм. Деформации — изменение формы земельного полотна в процессе использования под воздействием поездных нагрузок, под влия­нием гидрогеологических причин и из-за низкого свойства строительства земельного полотна.

Основными видами деформаций земельного полотна являются:

Более всераспространенной деформацией земельного полотна является искажение формы основной площадки — балластные корыта, балластные ложа, балластные мешки.

Балластные корыта (рис. 1.30, а) представляют собой углубления в ос­ новной площадке под отдельными шпалами, заполненные балластом. Они появляются при недостаточной толщине балластного слоя либо при недоста­ четкой несущей возможности грунта основной площадки. Балластные ко­ рыта добиваются глубины 0,1 — 0,3 м. Для предупреждения образования бал­ ластных корыт нужно кропотливо уплотнять верхний слой земельного полотна и создавать балластировку по проекту.

Балластные ложа (рис. 1.30, б) — протяженные вдоль пути, замкнутые под рядом шпал углубления в основной площадке, достигающие глубины 1,5—2 м. Предпосылкой образования балластных лож является недостающее уплотнение грунтов в насыпи либо недостающая крепкость грунтов в ос­ новании выемки.

Балластные мешки (рис. 1.30, в) — изолированные значимые углуб­ ления в основной площадке, заполненные балластом. Балластные мешки добиваются глубины 3—8 м.

Углубления в основной площадке — корыта, ложа, мешки — могут выз­ вать деформации земельного полотна под передвигающимися поездами.

Мерами борьбы с ложбинками в основной площадке являются срезка бортов корыт с заменой грунта дренирующим грунтом. Борта балластных корыт и лож срезают на глубину более 0,20 м ниже их дна с расчетом

полного выпуска воды. Балластные ложа и корыта осушают и устройством однобоких либо двухсторонних прорезей, с наполнением их дренирую­ щим грунтом (рис. 1.31 и 1.32).

Дренажные прорези закладывают на глубину более 0,20 м ниже дна ложа либо мешка. Для отвода воды из прорези их дну присваивают уклон в насыпях более 0,1, в выемках 0,05. Из поперечных прорезей воду выпускают на откос насыпи либо в кювет выемки. Сплошную срезку балластных корыт и лож це­ лесообразно создавать при серьезном и среднем ремонтах пути.

Пучины. При низких температурах происходит замерзание воды, содер­ жащейся в порах грунта. Происходит повышение объема, но из-за неодно­родности грунтов, это повышение объема различно. Выпуклости, образую­ щиеся при всем этом на поверхности грунта, именуются безднами. Бездны бывают в форме пучинного горба либо пучинной впадины (рис. 1.33). Пучи­ ны вызывают выпуклости рельсо-шпальной решетки, а это не обеспечивает безопасность движения поездов. Бездны делятся на балластные и грунто­ вые. Балластные образуются из-за вымерзания грязного балластного слоя; грунтовые — из-за замерзания воды в грунте земельного полотна.

Балластные бездны появляются в первой половине зимы. Высота (либо глубина) их не превосходит 50 мм. Сначала весны балластные бездны быст­ ро исчезают. Борьба с балластными безднами заключается в чистке щебе­ ночного балласта либо замене песчано-гравийного балласта щебеночным, осушении балластных корыт и лож, в подъемке на балласт при недостаточ­ ной его толщине.

Грунтовые бездны возникают в большей степени в выемках и на нуле­вых местах, когда балластный слой уже промерз, и начинают леденеть грун­ ты земельного полотна. Они продолжают возрастать до того времени, пока растет глубина вымерзания грунта, потому что процесс поступления воды в промерзающий слой из нижних, еще не замерзших слоев длится в течение всего периода вымерзания. Грунтовые бездны добиваются высоты 100—150 мм и поболее. В конце весны либо летом грунтовые бездны постепен­ но исчезают.

Методы ликвидации грунтовых пучин последующие:

Бездны делают опасность безопасности движения поездов, требуют боль­ ших расходов на устройство плавных отводов пути от пучинистых горбов и впадин, препятствуют внедрению прогрессивных конструкций пути (бессты­ кового пути, железобетонных шпал), делают неосуществимым высокоскорост­ ное движение поездов. Потому предотвращение образования пучин явля­ется очень принципиальной задачей.

В процессе использования земельного полотна бывают случаи, когда тело земельного полотна обладает достаточной прочностью и устойчивостью, а откосы деформируются.

Более всераспространенными повреждениями откосов являются: сплы- вы откосов насыпей и выемок; сползание балластных шлейфов на откосах насыпей; размывы поверхности откосов насыпей и выемок; вывалы отдель­ ных камешков и шелушение поверхностей выемок и полувыемок в легковы- ветривающихся скальных породах.

Сплывами именуют деформации откосов, обхватывающие массивы грун­ та на глубину от 0,5 до 1,0 м. Сплывы откосов происходят приемущественно на больших насыпях и в глубочайших выемках.

Сплывы откосов более свойственны для юного земельного полотна (в 1-ые 5 лет после постройки земельного полотна). Основной предпосылкой сплывов является переувлажнение слабоуплотненных грунтов откосов.

Грунты откосов насыпей, плохо уплотненные при строительстве, пере­ увлажняются за счет осадков, выпадающих на откосы.

На устойчивость откосов негативно оказывает влияние сбрасывание на их ста­рого балласта при ремонтах пути либо образование шлейфов в итоге подъемок пути на оседающих насыпях.

Сплывы насыпей на косогорах (рис. 1.35) происходят вследствие ув­ лажнения грунтов основания под на­ сыпью поверхностными либо грунто­ выми водами, выходящими на поверх­ ность склонов под насыпью.

Этот вид деформаций появляется, когда при поперечном уклоне местно­сти не была изготовлена нужная под­готовка основания насыпи: не вырезан

гумус, не нарезаны уступы, не удовлетворительно содержатся водоотводы с нагорной стороны, не выполнено поддерживающее сооружение с низовой стороны при его необходимости.

Расползание насыпей происходит, обычно, долгое время. Та­ кие деформации появляются из-за недостающего учета принципиальных местных осо­ бенностей участка, на котором строится дорога либо из-за нарушения пра­ вил производства строй работ. К примеру, расползание насыпи происходит при недостающем уплотнении грунтов при сооружении насы­ пи, что является нарушением правил производства работ.

Обеспечение стойкости нестабильных откосов и склонов делается методом устройства разных поддерживающих и удерживающих сооруже­ ний: контрбанкетов, контрфорсов, подпорных стенок.

Осыпи и обвалы всераспространенный вид деформаций крутых откосов глу­боких выемок и полувыемок в скальных грунтах, в связи с потерей устойчи­ вости отдельных частей либо целого массива, также обрывистый нрав прилегающих к полотну стальной дороги естественных горных склонов.

Основными мероприятиями по предотвращению обвалов являются: упо-ложение откосов и склонов, укрепление неуравновешенных скальных массивов подпорными поддерживающими стенами (рис. 1.36) Конструктивной мерой защиты пути от скальных обвалов является укрытие его в галерею (рис. 1.37). Осыпи образуются на крутых горных склонах и откосах выемок и полувы­емок, при выветривании скальных пород. Перемещение осыпного материала происходит под действием силы тяжести. Для защиты от осыпей используют агролесомелиорацию, укрепление откосов выемки и полувыемки, устройство полок, траншей.

На обвальных участках и участках с осыпями предугадывают надзор за состоянием земельного полотна и прилегающих к нему склонов, охрану пути,

проведение мероприятий по предупреждению случайных обрушений, лик­ видацию последствий горных обвалов.

При трассировании новых линий скально-обвальные участки следует обходить.

1.2.8. Укрепление и защита земельного полотна ж/д пути

Для защиты откосов насыпей, выемок и берм используют посев семян мно­ голетних злаковых и бобовых травок. Гумус способен защитить от размыва от­ косы земельного полотна на неподтопляемых участках. При огромных высо­ тах насыпей для предотвращения смыва семян и удержания их на откосе до образования корневой системы посев травок делается в древесных либо железобетонных обрешетках (рис. 1.38) либо с внедрением георешеток.

Посев долголетних травок в текущее время осуществляется механизиро­ванным методом посева по слою растительной земли (особыми агре­ гатами) либо методом гидропосева с добавлением в смесь семян с водой муль­ чирующих добавок (опилок, торфяной крошки и др.) без использования растительной земли.

Если посев травок неосуществим по климатическим либо грунтовым услови­ ям, делается обсыпка откосов скальными либо крупнообломочными грунтами (галечниковыми, щебенистыми).

При подтоплении откосов насыпей и берм пойменными водами применяют­ ся каменные эскизы из сортированного и несортированного камня (рис. 1.39).

При огромных скоростях течения воды и волновом воздействии, для ук­ репления откосов насыпей, конусов у устоев мостов, берегов используются железобетонные плиты и габионы.

Габионы конструктивно представляют собой проволочный остов, запол­ ненный камнем (рис. 1.40). Габионы бывают в виде габионных ящиков, га- бионных тюфяков и цилиндрические габионы. Габионные сооружения от­ вечают требованиям экологии, не препятствуют росту растительности. Уже выполнен ряд работ в Рф по сооружению берегоукреплений из габио­ нов (берегоукрепление Саратовского водохранилища, облицовка канала в Нижегородской области и др.)

При маленьких скоростях течения воды бетонные и железобетонные пли­ ты являются крепким и надежным укреплением. Используются плиты сбор­ ные свободнолежащие размером 1,0×1,0x0,16 на гравийной либо щебеноч­ ной подготовке. Открытые швы устраивают вразбежку.

READ  Как просверлить кафельную плитку под унитаз

При огромных скоростях течения воды и при волновых воздействиях при­ меняют железобетонные разрезные плиты, шарнирно соединенные в ковер

размером 2,50×3,0x0,20 м, по мере надобности плиты омоноличиваются за­ полнением швов бетоном либо цементным раствором.

Полосой отвода называется земельный участок, предназначенный для размещения земляного полотна со всеми устройствами, лесозащитными на­ саждениями, постоянными снегозащитными заборами, путевыми и други­ ми зданиями, линией связи, энергоснабжения и другими сооружениями и устройствами железной дороги.

Ширину полосы отвода устанавливают в соответствии с Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железных дорог в зависимости от вы­ соты насыпи или глубины выемки, обустройств земляного полотна (кава­ льеров, резервов, укрепительных сооружений) наличия зеленых насаждений (для защиты от снега и песка) и других условий. Для насыпи или выемки с высотой Я до 12 м, когда не требуется устройство кавальеров, резервов, укрепительных сооружений, а также защитных насаждений, рекомендова­ ны следующие нормы ширины полосы отвода L :

Расстояние от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии резервов или водоотводных канав — от их крайних точек до грани­цы полосы отвода должно быть не менее 2 м, в исключительных случаях—не менее 1 м.

Ширина полосы отвода в местах, где путь нуждается в специальных защи­тах, устанавливается с учетом размещения этих защит (например, лесозащит­ ных насаждений). В пределах городов граница полосы отвода устанавлива­ ется на расстоянии не более 2 м от подошвы откоса насыпи или бровки

водоотводной канавы. На станциях и разъездах расстояние от оси крайнего пути до границы полосы отвода должно быть не менее 10 м, с уширением для размещения служебно-технических, жилых зданий и других устройств.

Границы полосы отвода обозначаются знаками, установленными через каждые 250 м. Знаки обсыпаются землей на высоту 0,40 м, вокруг них устра­иваются канавы глубиной 0,30 м.

В охранные зоны выделяются площади земли, необходимые для обеспе­ чения устойчивости и прочности железнодорожных сооружений. На этих землях не допускается уничтожение растительности и устанавливаются осо­ бые условия землепользования.

Достоинства и недостатки

Преимущества дренажной канавы очевидны – это возможность эффективного выведения излишней влаги с участка, а значит – снижение риска следующих неприятных явлений:

  • затопление земельного участка;
  • заболачивание грунта и частое образование непросыхающих луж;
  • гниение несущих деревянных опор строительных конструкций;
  • гибель корней растений;
  • угнетение роста саженцев на территории земельного надела;
  • образование плесени и активное размножение грибка;
  • чрезмерное скопление грязи на придомовой территории;
  • развитие хронических бронхолегочных заболеваний вследствие постоянно высокой влажности.
крутизна, откос, канал, наспех

А вот среди недостатков можно указать следующие:

  • канава обладает меньшей эффективностью в сравнении с ливневой канализацией;
  • водоотвод этого типа имеет довольно короткий срок использования;
  • канава требует регулярного обслуживания и периодического уплотнения, а также прочистки и восстановления насыпи.

Многие считают, что водоотводная канава существенно ухудшает ландшафт, однако, специалисты уверяют, что при необходимости можно задекорировать траншею так, что она гармонично впишется в общий дизайн участка.

Где нужна и каковы требования?

Дренажная канава чаще всего предусматривается на относительно небольших участках, это обусловлено малой степенью автоматизации работ по ее проведению, необходимостью регулярного ремонта и недолгим сроком эксплуатации. В промышленных целях канавы практически не используются.

Существуют определенные СНиПы, которые устанавливают нормативы и требования, предъявляемые к дренажным канавам.

В соответствии с ними категорически запрещается выводить траншею с ливневыми водами к:

  • водоемам, населенным живыми организмами;
  • размытым оврагам либо неукрепленным рвам;
  • проточным ручьям и рекам;
  • водоемам, на берегу которых обустроены зоны семейного отдыха;
  • низинам, склонным к заболачиванию.

Не допускается установка дренажной канавы на земельных участках в случаях, если высота протекания грунтовых вод составляет менее 2 метров. В противном случае сточные воды могут попасть в водоносные потоки. Для таких участков специалисты рекомендуют обустраивать каналы, оснащенные закрытыми люками.

Все типы дренажной системы подчиняются нормативам СП 104-34-96 и СНиП 2.05.07-85. В них уточняются допустимые углы наклона, предельные расстояния до жилых объектов и прочих конструкций, а также оптимальные варианты исполнения в зависимости от особенностей почвы, рельефа местности, а также необходимой пропускной способности канавы.

В соответствии с ними выделяют следующие требования.

  • На ровной местности угол наклона не должен превышать 3-5% – это примерно соответствует перепаду высоты на 3-5 см каждые 10 метров.
  • Дренажная канава должна обустраиваться в удалении от заборов и несущих конструкций дома и хозяйственных построек, в противном случае высока вероятность размытия их основания. Поэтому расстояние от канавы до возведенных конструкций должно быть не менее 30 см, а стенки дренажной системы в обязательном порядке должны уплотняться, чтобы воды не замывались под фундаменты.

Особенности и назначение

Прежде чем разобраться в особенностях дренажной канавы, следует остановиться на самом понятии «дренаж». Итак, дренаж – это процесс осушения болотистой почвы и выведение из грунта излишков влаги. Еще этим термином обозначают устройство системы траншей, канав и колодцев, которые предназначены для отвода воды. Зачем это необходимо?

Излишек воды в земле создает немало проблем. Постоянное «хлюпанье» под ногами и непросыхающие лужи – лишь самые мелкие из них. Гораздо плачевнее другие неприятности.

  • Негативное влияние на посадки. Собрать хороший урожай в условиях повышенной влажности практически нереально, корни растений загнивают, и саженцы попросту не развиваются.
  • Расположенные высоко грунтовые воды исключают любую возможность обустройства подвала или погреба под домом.
  • Большая опасность грозит и самому дому, а также дополнительным хозяйственным постройкам на участке, поскольку в период активного таяния снега земля наполняется влагой и начинает пучиться. Это создает дополнительное давление на несущие конструкции и зачастую вызывает деформации опор.
крутизна, откос, канал, наспех

Обустройство дренажа считается отличным решением, которое поможет предотвратить все перечисленные проблемы. Как правило, частные участки защищают с помощью дренажной канавы, в которой укреплена труба. Эта система создает хорошие условия для сбора и выведения воды в более низкую зону.

Создать защитные сооружения на даче самостоятельно вполне реально, но необходимо это сделать до начала работ по благоустройству. Дренажная канава, труба или колодец – эти элементы формируют систему осушения на участке.

Еще до начала работ по обустройству участка важно определить вероятность затопления, а также оценить свои собственные возможности и выбрать дренажную систему, которая максимально соответствует особенностям рельефа и возможностям бюджета.

Выделяют несколько разновидностей дренажной канавы.

  • Открытый дренаж – эта система считается наиболее простой, здесь не требуется серьезных земляных работ, единственное, что необходимо – это выкопать по всей территории участка несколько канав, а также вывести туда ливневую трубу. Такая система позволяет эффективно выводить излишки полива и дождевых вод.
  • Глубокий дренаж – этот вариант более трудоемкий, он используется на участках, в которых грунтовые воды расположены близко к поверхности, а также на глинистых почвах с плохой впитываемостью влаги. Основу дренажной конструкции здесь составляет труба, укрепленная в предварительно выкопанной траншее. Последняя, в свою очередь, ведет к специальному водосборнику либо коллекторной трубе большего размера.
  • Вертикальный дренаж – такая система предполагает обустройство сети из нескольких колодцев, которые монтируются вокруг здания, заливающаяся в них влага откачивается насосом. Это эффективная система, однако, она требует тщательных инженерных расчетов и дорогостоящих работ.

Какими способами можно укрепить водоотводную канаву

Как уже было сказано, одним из существенных недостатков, которыми обладает водоотводная канава, является то, что ее стенки и насыпь подвержены естественному разрушению – осыпанию и размыванию. Однако каждому по силам уменьшить действие этого негативного фактора. И для этого необходимо предпринять меры по укреплению как самой канавы, так и ее откосов.

Во-первых, еще на этапе строительства нужно обеспечить наличие специального дренажного песчано-гравийного слоя по краям канавы. Будет достаточно подушки толщиной в 8 – 10 сантиметров. Уже после завершения работ можно обсадить края канавы декоративными или дикорастущими кустарниками, деревьями. С одной стороны, корневая система их укрепит стенки канавы, а с другой – придаст ей более эстетически привлекательный вид.

Нередко для укрепления канавы и также для улучшения ее внешнего вида применяется природный камень. При умелой выкладке он может до неузнаваемости преобразить такое, на первый взгляд, неказистое сооружение, как водоотводная канава.

Дренажные системы: популярные способы осушить участок

Георешетка – это сотовая конструкция из полиэтиленовых лент, ее используют для армирования рыхлых и неоднородных грунтов, укрепления склонов и откосов.

Рекомендуется также применять георешетку. С помощью специальных костылей она прикрепляется ко дну и к стенкам канавы. Такой же материал, как геотекстиль, рекомендуется укладывать на илистый грунт основной площадки полотна. Минимальная толщина насыпи на геотекстиль должна составлять не менее 30 сантиметров. Геотекстилем можно также укреплять и сами стенки канавы, и ее дно. Применяется для этого и так называемая одерновка. Дерн нарезается толщиной от 6 до 10 см и выкладывается по насыпи. Его закрепление можно проводить деревянными спицами. Наконец, можно и просто проявить определенную фантазию и использовать всевозможные подручные средства для укрепления канавы.

Нижнее строение пути. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства

2.153. При проектировании земляного полотна с заглубленным балластным слоем на грунтах III и IV категории термопросадочности следует предусматривать замену грунта на дренирующий с надежным отводом воды из корыта дороги в ливневую канализацию (см. рис. 36).

2.154. При проектировании земляного полотна вдоль наземных и подземных коммуникаций. нефтегазопроводов, водопровода, производственных стоков в трубах, а также вдоль берега водоемов следует предусматривать мероприятия по защите земляного полотна от переувлажнения и возможных деформаций.

2.155. Для отвода поверхностной воды от земляного полотна, устраиваемого в пределах площадки промышленного предприятия, а также при высоком стоянии подземных вод должны предусматриваться лотки с продольным уклоном дна 0,5. 3% или трубчатые дрены (трубофильтры) диаметром не менее 150 мм. При среднемесячной температуре наружного воздуха наиболее холодного месяца ниже.15 1 С следует предусматривать утепленные лотки

Гидравлические расчеты канав, кюветов и лотков

2.215. При проектировании нагорных и водоотводных канав, кюветов и лотков размеры их поперечного сечения устанавливаются по расчетному расходу воды при дождевом стоке, который определяется в соответствии с требованиями СНиП 2.01.14-83 и по программе автоматизированного гидравлического расчета, приведенной в прил. 9 настоящего Пособия. Для расчетов размеров канав методом подбора могут быть использованы таблицы, разработанные Главтранспроектом.

2.216. Расчетные сечения канав, кюветов и лотков назначаются в точках переломов продольного уклона дна канав, а на участках с однородным уклоном. в точках резкого изменения расчетного расхода воды, но не реже чем через 200 м.

При расчете канав и лотков на постоянный расход при одинаковом продольном уклоне достаточно рассчитать одно сечение.

1. верх поглощающего слоя; 2. железобетонные кольца; 3. отмостка из булыжного камня или из железобетонных плит; 4. чугунный люк; 5. регулировочные бетонные камни; 6. деревянная крышка; 7. опорное кольцо; 8. плита перекрытия; 9. песок крупный; 10. щебень; 11. камень; 12. скобы ходовые

Недостатки, которыми обладает дренажная канава

Впрочем, имеются у данного метода организации дренажа и свои минусы. Например, канава обладает меньшей эффективностью в сравнении с линейной ливневой канализацией и даже с поверхностным линейным водоотводом.

Канава не отличается длительным сроком службы. Впрочем, если подойти к ее обустройству с умом и как следует укрепить – эти сроки продлятся в значительно степени. Но даже и при этом канава нуждается в регулярном обслуживании – восстановлении насыпи, прочистке и прочих ремонтных работах.

К тому же, дренажная канава может подпортить внешний вид участка. Но и здесь все во многом зависит от фантазии самого собственника. Есть примеры удачно вписанных в дизайн ландшафта водоотводных канав, прекрасно декорированных.

Канава — это длинный открытый водоотвод простейшего типа, выкопанный в грунте для сбора и отвода воды, которая скапливаются в результате выпадения большого количества осадков.